ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

И я, взяв книгу, вышел из церкви с миром. Любил, протопоп, со славными знатца, люби же и терпеть, горемыка, до конца. Товарищ мой, миленький, был. Сия уставы и в Царь-град пришли: Объявляя себя святым, Аввакум вынужден прибегать к постоянной самокритике, потому что, с одной стороны, его устами свидетельствует истинная вера, но с другой — как живой человек он должен компенсировать самовозвеличение постоянным самоуничижением. Всё, что было, было не зря СИ.

Добавил: Faunris
Размер: 36.4 Mb
Скачали: 40124
Формат: ZIP архив

Первая русская автобиография и первое литературное произведение на русском языке. Протопоп необычайно живо и подробно по меркам своего времени рассказывает о своей жизни, о гонениях за написаеное, перенесённых им самим и его сподвижниками, о чудесах, которые совершал сам и которым был свидетелем, бранит патриарха Никона, его церковную реформу и исправленные им по греческому образцу церковные книги, отстаивает двуперстное крестное знамение и другие важные догматы старого обряда. Протопоп Аввакум, лишённый сана и преданный анафеме за раскол, последние 15 лет жизни, вплоть до своей казни 14 апреля года, провёл в земляной тюрьме в заполярном городе Пустозерске вместе с тремя другими важными деятелями раскола.

Всё это время протопоп продолжал бороться литературными средствами с церковной реформой патриарха Никона и укреплять дух староверов. Слово предназначалось для произнесения вслух на торжественных собраниях или в нааисанное во время службы — из него потом развился жанр церковной проповеди.

Протопоп перемежает церковнославянские цитаты ругательствами, откровенно описывает физиологические отправления, причудливо сочетает разные стилистические пласты: Необычен и жанр книги: Аввакум берёт эту структуру за основу, но наполняет её реальными историческими фактами и бытовыми подробностями.

Житие протопопа Аввакума

Местами автобиография превращается в историю первых лет раскола. Вспомните протопопа Аввакума, что скуфьёй крыс пугал в подземелье, человек был, не кисель с размазнёй.

С тех пор разыскания продолжались. Например, в году историк Василий Дружинин нашёл в доме одного старообрядца автограф аввакумовской рукописи за который, по преданию, московская старообрядческая община предлагала учёному 30 рублей золотом, но тот не взял, сохранив драгоценную рукопись для науки. Как это часто бывает с допечатными источниками, новые найденные списки порождали новые исследования и принципиально новые публикации.

Однако в области светской культуры творчество Аввакума долго оставалась неизвестным, о нём не упоминают ни Тредиаковский, ни Сумароков, ни Ломоносов, ни Пушкин.

Это не соответствовало действительности: Аввакум был с юности очень начитан, и этим, в частности, объяснялось его необычно раннее рукоположение — уже в 23 года. Аввакума ценили писатели Серебряного века: Отдельная, общественно-политическая линия восприятия фигуры протопопа как олицетворения силы народной пошла ещё от народовольцев.

Сочувственно отзывался о нём Чернышевский: Филолог Юрий Розанов замечает: Протопоп Аввакум в творческом сознании А. Шаламова ; это был Аввакум не из старообрядческих, не из литературных, а из революционных святцев. В е годы Аввакума подняли на щит сторонники евразийства и консервативной революции: Евразийство зародилось в е годы в среде русских эмигрантов, среди его основателей — лингвист Николай Трубецкой и географ Пётр Савицкий, сходные идеи развивал впоследствии Лев Гумилёв.

Напискнное исследователи полагают, что Аввакум просто не умел писать по-церковнославянски и естественным образом срывался на живую речь. Ведь до того, как заключение вынудило его перейти на письменную форму общения с духовными детьми, Аввакум возрождал жанр проповеди, с амвона обращался с увещеванием к толпе на понятном ей языке.

Потеряв такую возможность, он продолжил делать то же самое на письме. Аввакум понимал, что просто осудить их недостаточно: Борясь с обаянием новой литературы, он стал житме сам и в пику новым заимствованным жанрам обновил старый, канонический.

Общая канва событий изложена верно, хотя протопоп не указывает точных дат однако исследователям, например Пьеру Паскалю, удалось восстановить хронологию его жизни очень подробно. С частностями дело, конечно, обстоит сложнее.

Например, если его дару исцелять бесноватых можно найти рациональное объяснение с точки зрения современной психологии скажем, по аналогии с широко распространённой в XIX веке и практически исчезнувшей в наши дни истерией, которую Жан Мартен Шарко лечил гипнозомто многочисленные чудеса, которые творил протопоп и которым был свидетелем, каждому читателю остаётся трактовать на своё усмотрение. Иногда он сам оставляет читателю место для сомнения.

  FB2 АНДРЕЙ КРУЗ РЕЙТАР СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Многие рассказы Аввакума проверяются свидетельствами очевидцев: Патриарх Никон затеял церковную реформу, чтобы объединиться с единоверцами — восточными православными церквями — перед лицом католической угрозы. Реформа, однако, расколола Русскую православную церковь.

Русские священные книги и обряды пришли из греческой церкви ещё в пору принятия Русью христианства, и с тех пор русская церковь существовала обособленно, причём с течением веков возникло множество разночтений в текстах в результате ошибок переписчиков. Кроме того, русские епархии были разобщены между. После объединения Московского государства возникла необходимость унифицировать церковную жизнь. Стоглавый собор года закрепил сложившуюся на Руси церковную практику.

Тем временем в греческой церкви тексты и обряды претерпели значительные изменения. На Руси они усвоены не были — среди прочего потому, что греческая церковь со времени падения Константинополя находилась под государственной властью магометан и была тем самым скомпрометирована.

Но в середине XVII века Россия оказывается перед необходимостью сближения с остальным православным миром, чтобы противостоять католической церкви и вообще западноевропейскому влиянию. В году с Россией воссоединилась Левобережная Украина, чья церковь, находившаяся под властью константинопольского патриарха, к тому времени уже провела реформу: Были внесены и другие обрядовые изменения.

Неронов получил известность как яркий проповедник, его проповеди посещал даже царь Алексей Михайлович. Он резко выступал против церковной реформы патриарха Никона, за что его неоднократно ссылали и судили.

Что думаете о пересказе?

В написаннор раз покаявшись и получив прощение от царя, последние годы прожил в Даниловом монастыре в Переславле-Залесском и получил там сан нсписанное. Реформа, начатая как кампания по обновлению духовной жизни и пртопопа благочестия, приняла новый оборот. Из Киева были призваны учёные монахи, отрицавшие весь старорусский чин и обряд как невежественные — и тем самым посягавшие на авторитет русских святых.

За образец взяли современные греческие богослужебные книги, отпечатанные в Венеции католическом городе, что само по себе вызывало подозрения. Исправленные книги множили на Московском печатном дворе и рассылали по всем епархиям со строгим наказом служить впредь только по.

Это вызывало протест не только потому, что обрядовые изменения воспринимались как ересь, но и потому, что малограмотным священникам было сложно переучиваться. В — годах состоялся Большой Московский собор, на котором были преданы анафеме древние богослужебные чины и все их сторонники, получившие название старообрядцев, — так начался раскол Русской церкви.

Апогеем сопротивления никонианской реформе стало так называемое Соловецкое сидение с по год, когда мятежный Соловецкий монастырь был наконец взят стрельцами. После этого протест со стороны старообрядцев выражался уже в форме мученичества — массовых самосожжений. Хотя более рациональный подход к священным текстам, богослужению и самой вере был вызван конкуренцией с латинским миром, он парадоксальным образом означал движение в сторону секуляризации культуры, в сторону Запада.

Хотя на Востоке было ещё четыре православных патриарха, они находились под властью магометан — православный царь был только в Москве. Монастырь отказался принять реформу патриарха Никона, власть расценила это как бунт и отправила на Соловки царские войска, которые почти десять лет осаждали хорошо защищённый монастырь. После того как стрельцам удалось взять Соловецкий монастырь, активные участники мятежа были казнены, остальные сосланы в остроги. К этому времени скончался главный заступник Аввакума, царь Алексей Михайлович, что староверы восприняли как воздаяние царю за грехи.

Молодому царю Фёдору Алексеевичу Аввакум написал челобитную, призывая его не следовать примеру покойного отца, который, как прозрачно намекнул Аввакум, горит в адском пламени за свои ошибки, а восстановить истинную веру.

  ПАНОХ УЗБЕК КИНО СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Это, конечно, вызвало у царя большое раздражение. А 6 января года, в праздник Богоявления Господня, пока царь и высшее духовенство совершали торжественный крестный ход из Кремля на Москву-реку, староверы устроили настоящий бунт: Оригиналы изготовил на бересте сам протопоп Аввакум. Это было уже прямо политическое. Собор года передал вопрос старообрядчества в руки светских властей.

После непродолжительного расследования в отношении Аввакума и других пустозерских узников в Пустозерск был направлен приказ о казни бывшего протопопа Аввакума, монаха Епифания, бывшего священника Лазаря и бывшего дьякона Фёдора. В Страстную пятницу 14 апреля года Аввакума и его соузников сожгли на площади в срубе. С тех самых пор Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.

Официально он был канонизирован старообрядцами Белокриницкого согласия Православная старообрядческая церковь, которая ведёт начало от греческого митрополита Амвросия.

Он перешёл в старообрядчество в году и основал свою иерархию. Белокриницкая иерархия получила название по селу Белая Криница, которое было одним из центров поселения староверов.

Нельзя сказать, что житийный канон был абсолютно неизменен: Обычно в патерике рассказывается о жизни Святых Отцов, живших в одном монастыре или одной области. Самые известные древнерусские патерики — Киево-Печерский и Иосифо-Волоцкий. Тем не менее житие как жанр предполагает наличие определённых конструктивных элементов, и Аввакум имел их в виду, сочиняя собственное. Его текст начинается с традиционного вступления, где обоснован сам факт создания жития. Описание собственной жизни и вообще внимание к собственной персоне было глубоко нехарактерно для православного сознания того времени: Поэтому Аввакуму приходится оправдываться двояко: Традиционный для жития рассказ о юных годах Аввакума, о матери-молитвеннице, о чудесах, которые он совершал и которым был свидетелем, призван подтвердить его статус святого.

Композиционно и стилистически внутренний монолог Аввакума восходит к молитве — каноническому элементу жития, но наполняется его реальными переживаниями, благодаря этому возникает невиданный до тех пор в русской литературе психологический самоанализ.

Аввакум в первых же строках заявляет: На письме он передаёт строй устной речи, даже фонетически воспроизводя особенности своего нижегородского произношения. Протопоп был высокообразованным человеком, и просторечие — его сознательный, идеологический авторский выбор.

У Аввакума эти понятия синонимичны: Он остроумно оправдывает собственную позицию и право писать о себе, уподобляя себя как автора нищему, который собирает подаяние и кормит семью: Ну, ешьте на здоровье, питайтеся, не мрите с голоду!

Тем самым он придаёт своему повествованию убедительность: Это публицистическая полемика в реальном времени.

Житие протопопа Аввакума — Википедия

Иногда текст превращается в настоящий диалог: Аввакум задаёт вопрос Епифанию и оставляет чистое место, куда его духовник и редактор вписывает свой ответ, после чего Аввакум продолжает прерванный рассказ. С одной счмим, в этом проявилась индивидуальность Аввакума, который был наделён живым чувством юмора.

Минеями также называют сборники житий святых и разнообразных религиозных сочинений для домашнего чтения. Подвиг святого предполагал сознание собственной гаписанное греховности и даже презрение со стороны окружающих. Объявляя себя святым, Аввакум вынужден прибегать к постоянной самокритике, потому что, с одной стороны, его устами свидетельствует истинная вера, но протопрпа другой — как живой человек он должен компенсировать самовозвеличение постоянным самоуничижением.

Ведь Аввакум писал его, чтобы убедить других в истинности старой веры и в том, что следует пострадать за неё. Он балагурит, иногда переходя даже на раёшник: Рифмованная речь с большим количеством острот и прибауток.